Как разговаривать с коллекторами
Представим, что вы вносите платежи по кредиту с просрочкой или вовсе перестали их погашать. Даже если на это есть уважительные причины, банк не готов их рассматривать и к процессу подключаются профессиональные сборщики долгов – коллекторы. Они могут действовать по поручению кредитной организации или самостоятельно, выкупив долг.
Что такое коллекторский долг, и почему к вам приходят хмурые бритоголовые «качки»
Коллектор специализируется на вопросах возврата просроченной задолженности. Официально он должен не запугивать должника, а описывать реальные перспективы развития событий и искать способы возврата денег.
Под коллекторским долгом принято понимать просроченную дебиторскую или проблемную задолженность, которая формируется путем невыполнения условий договора, заключенного в двухстороннем порядке: с одной стороны – банком или финансовой организацией, а с другой – гражданином, физическим или юридическим лицом.
Внимание! Деятельность коллекторов регулируется Федеральным Законом от 03.07.2016 года №230-ФЗ. Данными нормами правила коммуникации между коллекторами и должниками были установлены на государственном уровне.
Страх общества перед хмурыми бритоголовыми «качками» возник в 90-е годы, когда лучшими средствами возврата денег были утюг и паяльник. Сегодня коллекторы – это не бандиты, а сотрудники коллекторских агентств, которые (по их словам) работают честно и законно. Однако на практике все не так радужно: разговоры о сомнительных методах не утихают, ведь цель остается прежней – в короткий срок выбить из заемщика деньги.
Как правильно разговаривать с коллекторами по телефону
Коллекторское агентство может выбивать деньги несколькими способами:
- выезды по месту жительства;
- звонки по телефону;
- письма, голевые сообщения;
- разбирательства в суде.
Чтобы не оказаться обманутым, необходимо понимать права и знать, как правильно разговаривать с коллекторами.
Для начала необходимо уточнить причину звонка – задать вопросы по поводу номера и даты кредитного договора, суммы и срока его действия. Также выяснить, какой кредитор передал право на взыскание задолженности.
Во время телефонного звонка рекомендуется использовать функции записи разговора: диктофон, громкую связь и т.д., предварительно уведомив об этом собеседника. Если имеет место переписка, сделайте «скриншот» – в дальнейшем он может стать доказательством неправомерных действий и вашей правоты.
Чего не нужно делать – так это грубить, бросать трубку, менять номер телефона или переезжать в другой город. Это не сработает – коллекторы не станут за вами бегать, а обратиться в суд.
Внимание! Если коллектор действует от имени банка, в качестве оплаты за свои услуги он забирает до 25% от суммы задолженности. В случае выкупа долга агентства назначают цену в размере от 1% до 10% от общей суммы.
Что делать, если коллекторы пришли домой
Если телефонные звонки не дают результата, сборщики долгов приходят разыскивать должника по месту жительства. Как разговаривать с коллекторами, которые явились к вам домой? Для начала попросите их предъявить следующие документы:
- Паспорт или другой документ, который удостоверяет личность.
- Доверенность, которая подтверждает факт полномочий.
- Свидетельство о внесении фирмы в реестр юридических лиц.
Сотрудник коллекторской фирмы должен предоставить данную информацию. После первого визита вы можете позвонить в банк и узнать, кому и когда был продан долг, и выяснить, кто приходил к вам домой: представитель конторы или мошенник. Проверьте информацию, которую вам дали на сайте судебных приставов – она должна иметь законные основания.
Внимание! Вы не обязаны открывать дверь и пускать посторонних в дом, если у них нет на это соответствующего постановления суда.
Как разговаривать с коллекторами: полезные советы
Совет №1. Необходимо научиться сдерживать эмоции. Коллекторы привыкли использовать психологические методы воздействия: они давят, запугивают, грозят судом. Не нужно идти на провокацию, а отвечать на вопросы по теме.
Совет №2. Запрещается предоставлять личную информацию, которую может потребовать коллектор. В базе конторы должны быть те данные, которые ей передал банк. Заемщик не обязан разглашать адрес прописки или работы, контактные номера телефонов.
Совет №3. Не стоит обращать внимание на блеф. Коллекторы думают, что они умнее всех. Не стоит впадать в панику в том случае, если сотрудник будет говорить о физической расправе, аресте или описи имущества – это невозможно без подключения к делу судебного пристава.
Как вести разговор, если вы не должник?
Весь курьез ситуации состоит в том, что коллекторы могут беспокоить человека звонками даже в том случае, если он не оформлял кредит. По сути – вы можете быть внесены в базу в качестве «поручителя» из-за того, что должник случайно или умышленно оставил номер вашего телефона. Часто возникают ситуации, когда представители коллекторского агентства предъявляют такие претензии ошибочно.
При непричастности к долгу необходимо направить соответствующее письмо коллекторской фирме. Можно воспользоваться услугами нотариуса. Главное – не отказываться от общения, ведь в таком случае долг может быть передан судебным приставам. С ними договориться трудно: они арестуют счета и опишут все имущество.
Внимание! В России начинают набирать популярность антиколлекторские фирмы. Они действуют в интересах заемщика и специализируются на общении со сборщиками задолженности. Антиколлектором называют юриста, который имеет опыт в досудебном урегулировании проблем непогашенных денежных обязательств.
Согласно закону, коллекторы не имеют права работать:
- с должниками во время оформления процедуры банкротства;
- с инвалидами, которые относятся к 1 группе;
- с лицами несовершеннолетнего возраста;
- с людьми, которые являются недееспособными (нетрудоспособными), а также находятся на лечении в стационарных учреждениях.
Данная норма не распространяется на случаи взыскания долга с ИП по результатам ведения предпринимательской деятельности. Также от общения с коллектором можно отказаться спустя 4 месяца после возникновения кредита. Переговоры возможно вести не напрямую, а через официального представителя, адвоката.
Если вы считаете, что ваши права были нарушены финансовой организацией, можно отправить жалобу в Банк России через форму на государственном сайте. При наличии претензий к коллектору можно обратиться в Федеральную службу судебных приставов или отправить уведомление в Ассоциацию коллекторов.
Сделать звонок в полицию или прокуратуру следует при условии, что угрожают вашей жизни и здоровью. Основанием для проведения внеплановой проверки станут доказательства о нарушении агентством норм закона. Реакция правоохранительных органов может не быть быстрой, но в 95% случаев гарантирует положительный исход.
Внимание! При нарушении закона коллекторы несут юридическую ответственность согласно КоАП. Статья 14.57 КоАП предусматривает сумму штрафа за нелегальную деятельность, а также другие нарушения, допущенные в ходе взыскания.